Каспийск - сказочный город на берегу Каспия

14 февраля 2013 - Администратор
article725.jpg

История Каспийска

История Каспийска начинается со строительства на территории Дагестана военного предприятия по производству морского оружия. Решение о его строительстве было принято в 1931 году на заседании Политбюро ЦК ВКП(б).

 

Строительство завода №182 (с 1966 года завод «Дагдизель») было начато в 1932 году в 14 км от города Махачкалы в узкой полосе между морем и горной цепью среди болот, солончаков и песчаных дюн. В этом же году группой инженеров и проектировщиков из Ленинграда был разбит палаточный городок «Двигательстрой», который в 17 сентября 1947 году был переименован в город Каспийск.

 

Строительство города было объявлено всесоюзной комсомольской стройкой. Ежедневно на строительство завода и города приезжали новые люди: мастера каменной кладки из Армении, опалубщики из Архангельска, днепропетровские бетонщики, землекопы из Кубани и Ставрополья, инженеры из Москвы и Ленинграда, камнетесы из горных аулов Дагестана. Вчера еще пустынная степь быстро покрылась разноцветными брезентовыми палатками. И бесконечным обозом тянулись к стройке двухколесные арбы, подвозившие строительные материалы. Сюда съезжались лучшие молодые специалисты страны — инженеры, врачи, рабочие, учителя. Всего через восемь лет палаточный поселок превратился в настоящий город: огромный завод, ТЭЦ, красивые многоэтажные дома, две новые школы, поликлиника, больница, стадион, клуб, гостиница, библиотека, танцплощадка и т.д.

 

В 1940 году завод №182 стал одним из крупнейших предприятий на Северном Кавказе. Производственные площади завода составили почти 115 тысяч квадратных метров, численность рабочих составляла более 6 тысяч человек. Поселок «Двигательстрой» насчитывал в то время около 17 тысяч жителей. Он состоял из двух частей: многоэтажная часть его называлась — «соцгород», а вторая, расположенная за железной дорогой, между хлебзаводом и старым зданием военкомата — «стандартные дома» или «квартал». Соцгород состоял примерно из двух десятков двух-, трех-, четырех-, пятиэтажных домов, а все стандартные дома были в два этажа из деревянных щитовых блоков. Все они были построены до войны.

 

 До войны были построены и клуб завода у моря с городской библиотекой, 1-я и 2-я средние школы, поликлиника и больница. Поселок сразу создавался как режимный объект, а потому был опоясан двухрядным ограждением с колючей проволокой и прожекторами по периметру. Пройти или проехать в «Двигательстрой» можно было только при наличии прописки в паспорте или специального пропуска. Ограждение проходило от моря у Вторых Туралей, примерно по дороге, ныне ведущей в Аэропорт, огибая каменный карьер и за кладбищем вновь выходило к морю. Городской базар располагался за ограждением, примерно на территории нынешней станции техобслуживания.

 

В Махачкалу из поселка можно было проехать либо на поезде по железной дороге (утром туда, вечером обратно), либо по узкоколейке на дрезине, называвшейся в народе «кукушкой». В своем составе она имела два небольших вагончика. Узкоколейка начиналась в районе железнодорожной станции, проходила мимо поликлиники, далее по улице С. Стальского до лесопилки, расположенной на берегу моря. Там она поворачивала в сторону Махачкалы. Дрезина делала остановки на Вторых и Первых Туралях, причем при пересечении зоны на Вторых Туралях у всех пассажиров проверяли документы.

 

В то время между пос. «Двигательстрой» и Махачкалой были сплошные песчаные барханы со скудной растительностью и специфическим животным миром: змеями, ящерицами, тушканчиками, сусликами. Поэтому иногда из-за песчаных заносов дрезина сходила с рельсов; по просьбе машиниста все взрослые пассажиры выходили из вагонов, поднимали дрезину и ставили ее на рельсы. Такая поездка в Махачкалу занимала по времени от 3 до 4 часов.

 

В годы Великой Отечественной войны завод №182 снабжал фронт вооружением и боеприсами. На заводе также производились авиационные и глубинные бомбы, зенитные снаряды и мины, минометы, ППШ и противотанковые "ежи. Около 800 жителей «Двигательстроя» были отмечены боевыми и трудовыми наградами, 200 тружеников удостоились медалей "За оборону Кавказа". Александру Назарову и Магомед-Загиду Абдулманапову посмертно присвоено звание Героев Советского Союза.

 

В 1943 году коллектив завода получил благодарность Верховного Главнокомандующего, а в 1945-м — Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР. В 1948 году на заводе №182 освоили производство дизельных двигателей, которые поставлялись в более чем 34 страны мира.

 

В пятидесятых годах Каспийск был еще и поставщиком самоходных пресс-подборщиков, узлов для силосных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники (эта традиция, кстати, сохраняется и сейчас, в трудные времена конверсии, когда выпуск сенокосилок и другой гражданской продукции позволяет поддерживать жизнь на "Дагдизеле"). Но, конечно, наиболее престижным направлением работы завода в период с 1957 по 1964 годы стало производство военной ракетной техники.

 

Изделие представляло собой самолет-снаряд класса "вода-вода", предназначенный для поражения надводных кораблей и береговых укреплений противника. Короче говоря, это была первая в мире крылатая ракета морского базирования, и создавалась она в России, в Дагестане, в Каспийске!

 

В 1960 году вступило в строй еще одно предприятие военно-промышленного комплекса – Каспийский завод точной механики, которое специализировалось на производстве навигационного и корабельного оборудования. В настоящее время ОАО “Каспийский завод точной механики” – является единственным поставщиком навигационных комплексов для подводных лодок ВМФ России, в последние годы развивает новое направление деятельности — производство шкафных газорегуляторных установок типа ШБДГ с различной пропускной способностью.

 

Производственный и научный потенциал города Каспийска несомненно дополнил филиал Горьковского судостроительного завода «Волга», построенный в конце 60-х годов. Именно здесь ведутся сборка и летные испытания экранопланов — гигантских летающих кораблей, не имеющих аналогов в мировом судостроении, и поражающих воображение до сих пор. Условия секретности тех лет не позволяли сказать, что и Каспийское море, и Каспийск выбрал для достройки и опробования военных экранопланов их создатель Ростислав АЛЕКСЕЕВ, великий конструктор, масштабы дарования и содеянного которым сопоставимы с делами, проектами и достижениями таких гигантов инженерной мысли как А. Туполев и С. Королев.

 

Высокий технологический уровень или, как сейчас говорят, наукоемкость всегда определяли производство на заводах Каспийска и особые повышенные интеллектуальные требования к кадрам. Поэтому многие каспийчане, пройдя школу профессиональной подготовки на предприятиях города, выдвинулись потом на ответственную хозяйственную работу в республике и за ее пределами.

 

Тридцать человек внесены в Книгу почетных граждан города. Добрый след в истории Каспийска оставили педагоги П.Н. Деревянко, З.А. Азизагаев, И.И. и 3.Е. Аслановы, А.А. Абасов, Г.К. Гасанов, Н.И. Шишакина, врачи К.Н. Зубович, М.Г. Аскенази, А.К. Закуев, П.Х. Будыко, специалисты народного хозяйства Э.Ф. Эюбов, К.Г. Гасанов, Р.А. Джанаев, М.М. Аин, Т.Г. Алхазов, Герой Советского Союза Г.Д. Ильяшенко и многие — многие другие каспийчане.

 

География

Город Каспийск – расположен на Прикаспийской низменности в 14 километрах от столицы Дагестана — города Махачкалы в узкой полосе между горной цепью и Каспийским морем. Географические координаты – 42º53′00″ с.ш. 47º38′00″ в.д. Общая площадь города составляет более 33 кв.км.

 

Население

Численность населения города Каспийск по данным переписи 2012 года составляет 101 655 человек. Ниже представлена динамика изменения численности населения с 1939 по 2012 год

Динамика изменения численности населения города Каспийск Год Численность населения 1939 18900 1959 25000 1970 79000 1979 49000 1989 60000 2002 78000 2010 100129 2012 101655 2013 103181

 

Национальный состав населения по состоянию переписи 2002 года

даргинцы — 20,7 % (16 040 чел.), лезгины — 18,0 % (13 952 чел.), лакцы — 15,1 % (11 737 чел.)), русские — 13,2 % (10 228 чел.), аварцы — 13,1 % (10 206 чел.), кумыки — 9,91 % (7 695 чел.), табасаранцы — 5,18 % (4 020 чел.). агулы — 1,13 % (880 чел.) азербайджанцы — 0,87 % (676 чел.) рутульцы — 0,81 % (630 чел.) другие — 2,04 % (1 586 чел.) всего — 100,00 % (77 650 чел.)

 

Железнодорожные станции

Наименование станции — Каспийск
Страна — Российская Федерация
Регион — Республика Дагестан
Железная дорога — Северо-Кавказская
Код станции — 54362
Тип — станция
Коммерческие операции — Пр/выд. повагонных отправок грузов (откр. площ.) Пр/выд. поваг. и мелк. отправок (подъездн. пути)

 

Аэропорты

Аэропорт Уйташ имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана — аэропорт города Махачкала, столицы Дагестана; основной аэропорт республики. Аэропорт расположен в 4,5 км от города Каспийска. Аэродром Уйташ — первого класса, способен принимать самолёты Ил-76, Ту-154, Boeing 737[1]) и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Является аэродромом совместного базирования: помимо гражданской авиации, используется авиацией ФСБ РФ и МВД РФ. В аэропорту до декабря 2011 года, базировалась авиакомпания «Авиалинии Дагестана». В настоящее время в аэропорту базируется авиакомпания «РусЛайн», выполняющая рейсы по многим направлениям России и зарубежья.

 

Ближайшие города

Махачкала – 14 км
Буйнакск – 55 км
Кизляр – 157 км
Кизилюрт – 78 км
Хасавюрт – 101 км
Избербаш – 45 км
Дагестанские Огни – 103 км
Дербент – 115 км


Комментарии (0)
Добавить комментарий